Несколько дней назад все бурно обсуждали 20-летие вывода ограниченного контингента советских войск из Афганистана. Вспоминали погибших воинов-интернационалистов и говорили о жестокости государсвта, бросившего ребят в чужую войну. Афган за десять лет унес больше пятнадцати тысяч жизней, через него прошло 620 тысяч человек. Остались забытые инвалиды и герои, о которых власть вспоминает только в преддверии праздника.
Но, честно признаюсь, для меня было открытием, когда я узнал, что мы вывели далеко не всех: 15 февраля за спиной отступающих советских войск оставалось еще четыре сотни пропавших без вести. Четверть из них нашла дорогу домой, а остальные погибли, остались лежать в (или на) афганской земле или стали рабами местных полевых командиров. И в России (как и в других бывших республиках) никто всерьез не озабочен их судьбой. Погребены воины вдали от Родины или живут, приняв ислам, в чужом мире, не видя родственников - никого не волнует.
Есть только некий Комитет по делам воинов-интернационалистов СНГ, получивший какие-то формальные полномочия от экс-советских республик, но де-факто живущий лишь за счет спонсоров-афганцев и собственного стремления искать товарищей: его члены устраивают экспедиции в Афганистан и ведут постоянную работу по поиску пропавших или их могил, и, что удивительно, находят. Несмотря на опасность, с 1993 года обнаружили 22 человека, большая часть из которых вернулась в родные места. Сложнее с останками погибших, которые годами лежат в госпитале им. Бурденко - бюджетную идентификацию можно проводить только для тех, кто умер на территории Российской Федерации.
Сильнее всего меня поразила история, которуя я раньше никогда не слышал. Она доказывает, что даже на неправедной войне бывают герои. По-моему, очень странно, что о таких вещах не вспоминают в преддверии важных дат: сколько американцы сняли фильмов про Въетнам, и сколько наши про Афган? Удивительно, насколько аморфен российский кинематограф, который пропускает такие сюжеты и наше общество, которому плевать абсолютно на всё.
Во время войны не все пленные оставались в кишлаках у местных боевиков - многих из них уводили подальше от театра боевых действий. 26 апреля 1985 года на одной из баз на территории Пакистана, где был склад боеприпасов, учебная база моджахедов и тюрьма, произошло восстание. Меньше полусотни человек - советские солдаты и афганцы из правительственных войск, смогли разоружить охрану во время вечернего намаза, взять под контроль всю базу и устроить оборону от наступающей пакистанской армии. Они держались сутки, сдерживая превосходящие силы. 27 апреля, когда было понятно, что восставшие не смогут удержать позиции, взорвались все оружейные склады на базе, убив всех бунтовщиков. Уже позже, в 1991 году, один из моджахедских полевых командиров, Бурхануддин Раббани, ненавидевший советских воинов, признался, что взрыв был не случаен: "Русским предлагали сдаться, но они не сдались".
Сколько тебе лет было, что ты об этом не слышал? Это был Пешавар, и их там давили БТРами. А потом - вокруг БТРов - рванули склады. И их было не 50, а около 170 - это был большой лагерь, по афганским меркам. И в 85 году о погибших там сообщали родителям, с экивоками, но сообщали. Заменяя "пропал без вести".
Господи, ни за что и неизвестно где.
Извините, вынесло, личное. Просто впервые нашла упоминание об этом просто так. Походя, в блогах.