Сразу прошу прощения за то, что эта история получится многословной, потому что без объяснения деталей (и, в частности, длинной экспозиции) будет уже не так весело.
Итак, год 1993-94. Работаю я на двух работах – для души, для стажа в трудовой, для родителей – в ГИТИСе (все тем же завом того же злополучного музея) , а для покушать и прочего материального – в ночном клубе. Что характерно, компания «ГИТИС – ночной клуб» примерно одна и та же. Студенты театральных училищ – днем учатся, ночью работают, сотрудники этих училищ… Тусовка одна, все друг друга знают даже лучше, чем надо. И есть в тусовке вьюнош. Он не работает, а тусуется.
читать дальшеНазовем его Саша. Отношение к Саше, прямо скажем, сложное. Рассказывает он о себе невнятные истории: как Андрей Гончаров лично спасал его от отчисления из ГИТИСа, как Галина Волчек умоляла его играть в «Современнике», как Сергей Соловьев, у которого он тогда учился во ВГИКе, души в нем не чает… И, главное, так Саша это рассказывает, такая уверенность и убежденность присутствует в его речах, что, подумав сначала: «бред!», ты тут же говоришь себе: «а вдруг?» И потом - не пойдешь же к Гончарову, Волчек и Соловьеву уточнять?
К тому же вьюнош был не очень порядочен (даже по меркам этой компании) в житейских отношениях…Но никто его специально разоблачать не собирался, просто все говорили : «А, ну это же Саша…», и тема закрывалась.
И вот однажды, в клубный «пустой день» – это, на самом деле, ночь в будни, когда посетителей мало, сидим мы с совладельцами клуба (которые, не вопрос, тоже из тусовки ), коктейли попиваем, сплетничаем.
И один из хозяев, театральный режиссер Олег, рассказал нам такую историю.
С Сашей он, конечно, был знаком. Слушал его рассказы, старался не одалживать ему денег, но, когда появился шанс поймать Сашу на лжи, отказать себе в этом удовольствии Олег не смог.
Дело было летом, в Москве проходил ММКФ (кинофестиваль, короче). Олегу, существу абсолютно, до неприличия, театральному, фестиваль был побоку, и ранним утром он шел по делам. На Новом Арбате встретился ему Саша – после сильных возлияний, опухший, и вцепился в Олега с просьбой одолжить ему денег.
Олег - человек весьма прижимистый (не сказать: скупой), поэтому деньги у него были всегда. Как говаривала одна барменша из нашего клуба, отказывая в одалживании 100 баксов:" Пойми, это мои последние 10.000 долларов"
Так вот, Саша клянчит, Олег отказывает, и, наконец, просящий идет ва-банк.
- Понимаешь, - проникновенно говорит Саша, - у меня дома беда. Вчера мы сильно выпили с Ричардом Гиром(!) И сейчас он у меня дома (а Саша живет в комнате в коммуналке на Садовом кольце), ему надо похмелиться и поесть.
- О-па ! - думает Олег. Капкан захлопнулся. Ловим Сашу на вранье - к радости всей честной компании.
И соглашается одолжить денег, но при одном условии - вместе купить еду и выпивку.
И они идут в "Новоарбатский", и по бешеным тамошним ценам покупают и водку, и икру, и деликатесы всякие, и, обвешанные пакетами, идут к Саше домой.
И тут Саша начинает юлить.
- Зачем тебе идти со мной, Олег? Я сам донесу.
Но Олег настойчив. Он говорит Саше, что увидеть живого Ричарда Гира, этот секс-символ 80-ых - мечта всей его жизни...Он только поставит в коридоре пакеты - и сразу уйдет.
Подходят к дому. Саша пускает в ход убойный аргумент :
- Олег, он с похмела. Он - никакой, в длинных семейных трусах. Оно тебе надо ?
- Надо, - утверждает Олег. - Хоть какая-то моральная компенсация за финансовое безумие. Увижу - уйду.
Поднимаются к квартире. Начинают звонить, потому что Саша забыл ключи дома. 10 минут, 15,20... В дверь стучат ногами. Перекуривают. Снова звонят. Тишина. Лето. Из коммуналки на Садовом все сбежали.
Позвонить нельзя, ибо в то время телефоны-автоматы в Москве принципиально не работали (были сломаны, снесены - на выбор). Ну, не было их.
Опять трезвонят в дверь. Олег - на седьмом небе. Ну да, мелкое тщеславие человеческое. Думает о том, куда пристроить закупленную еду. О том, что Саша вернет деньги, речи и быть не может.
И вдруг - за дверью - шаги. Бормотание.
Дверь открывается. И на пороге. Ричард Гир, собственной персоной. Как и было обещано, с похмела и в длинных семейных трусах.
Что характерно: Саша даже не торжествовал. Он деловито рванул на кухню - похмелять и приводить в чувство дорогого гостя.
Поскольку Олег все-таки не совсем идиот, и впридачу знает английский, он, конечно, никуда не ушел, а постарался максимальную выгоду из контакта с Гиром извлечь.
Ну откуда было ему знать, что Сергей Соловьев, на чьем курсе учился Саша, президент ММКФ, а Гир - то ли член жюри, то ли даже председатель????
И что пьянка такая - возможна и реализуема?
Так никто из нашей компании Сашу на вранье и не поймал. После рассказа Олега все боялись, как Акела, промахнуться.